Выставки. Михаил Барановский

«Пределы видимости» в Доме китобоя, 2024

В основе выставки «Пределы видимости» — интерес к архивным фотографиям и кинохроникам, анонимным снимкам и образам, которые на них запечатлены. Выставка — итог художественно-исследовательской лаборатории «Архивная пленка», которая проходила в Доме Китобоя с марта по июль этого года. 

 Участники осмысляли фото и видео архивы музея и горожан через средства и методы современного искусства, работали не только с изображением, но и с воображением. Художественная интерпретация движущихся и статичных изображений стала способом отрефлексировать советское и постсоветское прошлое отдельных семей и города, попыткой выстроить связи с современностью, сделать видимыми безымянных людей на фотографиях и озвучить их истории. 

 Кураторы: Александра Артамонова и Евгения Лаптева (арт-группа «Нежные бабы»). 

 Авторы: Михаил Барановский, Елизавета Константинова-Гарина, Анна Желтышева, Саша Земсков, Полина Индоиту, Светлана Косачева, Полина Лисевич, Аня По, Анастасия Ткач 



Выставки. Михаил Барановский

«Фантомы» в Понарте, 2023

  Тема этой выставки родилась из важного для жителей Калининграда события — начавшегося сноса знаменитого Дома Советов.

  — Здание переживало разные стадии отношения к себе: от ненависти и непонимания до любви и принятия. Тем не менее оно стало частью калининградской идентичности. Что делать с этим наследием советского прошлого? Никто не смог ответить на этот вопрос за долгие годы. И вот, скоро знаменитого Дома Советов не будет. Город, вероятно, не станет лучше или хуже, но что-то точно изменится, — говорят организаторы.

Автором и кураторам проекта стало интересно изучить схожие процессы изменений в городских пространствах других регионов России — что исчезает из самосознания людей, какие элементы его формируют? Насколько подвижна и нестабильна местная идентичность, как она меняется после исчезновения из нее разных элементов. А может, в личной истории художника есть такие артефакты прошлого, с которыми он боится расстаться и в то же самое время совершенно не понимает, что делать и как двигаться дальше.

Авторам предложили взять Дом Советов и его разрушение как отправную точку для визуальных размышлений и переосмысления тех процессов, которые происходят вокруг нас. Результатом творческой работы стала фотовыставка «Фантомы»  


Выставки. Михаил Барановский

Книжная мастерская с Феодорой Каплан в Сигнале, 2023

  В фотографии главное — это люди

— Что будет в рамках Книжной мастерской, что вы готовите?
— На мастерской мы будем делать фотокнигу сообща. Пройдем все этапы, через которые проходят авторы, делающие персональные проекты. Сначала обдумаем концепцию, сформулируем идею, затем соберем материал. Какие-то изображения участники и участницы будут снимать, какие-то найдут и апроприируют, что-то изобретут — коллажи, графику, тексты, если того потребует идея. Затем мы соберем книжную последовательность из всех элементов. После соберем книжный блок и сделаем обложку. И, конечно, презентуем результат дорогим зрителям.  


Выставки. Михаил Барановский

«Почему прошлое» в Доме Китобоя, 2023 

«Почему прошлое» — это результат работы участников Проектной мастерской Елены Аносовой, которая проходила в прошлом сезоне «Ф/школы» в 2022 году. 

В ходе мастерской Елена была не только мастером, но и настоящим психологом, открывающим для участников их истинные интенции. В течение года после мастерской авторы работали над своими проектами, а куратор Денис Тихомиров помог довести их до логического завершения и оформленной выставки. 

 📌 Денис Тихомиров: «Дом всегда построен в прошлом, но, пока он не разрушен, он — часть настоящего. Если разрушение дома привело к человеческой трагедии — эта трагедия становится настоящим, которое присутствует в жизнях связанных с ней людей. Прошедшее событие вызывает чувства и эмоции, оно отражается в теле, которое в свою очередь является единственным критерием настоящего — пока оно есть мы находимся в настоящем, как только тело умирает — мы становимся прошлым. 

 Молодость и рождение не обременены прошлым и с жадностью впитывают «сейчас», но в какой-то момент это «сейчас» обретает необходимую плотность для того чтобы стать прошлым. 

 Как правильно архивировать и переживать события? Как долго мы должны их помнить и формировать на их основе настоящее? В какой момент мы ставим точку и забываем? Искусство — это один из тех инструментов, который может стать как черной дырой, затягивающей в себя все плохое, так и кристаллом, преобразующим свет в сумерках».


Выставки. Михаил Барановский

«Наследие в будущем» в Арт Воротах, 2022  

С 17 ноября по 25 декабря 2022 года в арт-пространстве «Ворота» (Закхаймские ворота, ул. Литовский вал, 61, Калининград) пройдет выставка «Наследие в будущем». На ней представлены творческие работы 23 калининградских авторов, которые стали участниками третьей творческой лаборатории проекта «Историческое наследие и характер места» осенью 2022 года. Работы представлены в различных техниках — фотография, инсталляция, коллаж и керамика.


Выставки. Михаил Барановский

 «Жизнь в настоящем» в Арт Воротах, 2022 

С 8 сентября по 9 октября 2022 года в арт-пространстве «Ворота» (Закхаймские ворота, ул. Литовский вал, 61, Калининград) пройдет выставка «Жизнь в настоящем». На ней представлены 16 серий творческих работ 18 калининградских авторов, которые стали участниками второй творческой лаборатории проекта «Историческое наследие и характер места» летом 2022 года. Работы представлены в различных техниках — фотография, инсталляция, коллаж, керамика и перформанс-хэппенинг.

 Выставка показывает не только творческое осмысление темы наследия Калининградской области в настоящем, но и самих авторов, живущих здесь и сейчас. 

 Философ Вадим Чалый: «Поиск и представление публике узнаваемых черт, дающих месту некий особенный и длящийся во времени характер, это тонкая художественная задача. В предлагаемом вашему вниманию проекте её решением занимались местные художники, для которых Калининградская область не внешний объект, но жизненная среда, вызывающая глубоко личное отношение. Поэтому в фокусе внимания в этот раз не только наследие, сторона пассивная, но и обнаруживающие и по-своему переживающие его наблюдатели».


Выставки. Михаил Барановский

 «Человек. Близко» в Арт Воротах, 2020  

В арт-пространстве «Ворота» (ул. Литовский вал, 61, Калининград) с 11 по 31 декабря 2020 г. состоится выставка «Человек. Близко» (куратор — Сергей Строителев, Санкт-Петербург). 

 Авторы выставки — 21 участник проекта из Калининграда, Москвы и Санкт-Петербурга: Виктория Верба, Ирина Сницарь, Борис Пономарев, Мария Сафронова, Ника Шелкова, Михаил Барановский, Мария Слепкова, Нина Михеева, Ольга Дякина, Яна Амелина, Анна Пермякова, Юлия Кособрюхова, Елена Зеленская, Александр Ванцович, Анна Дмитриева, Вероника Давыдова, Катерина Косматова, Юлия Горбунова, Дарья Акимова, Яна Горбачева, Виктория Багуцкая.

 Выставка является итогом пятой арт-резиденции проекта «Кантианские традиции в культурном пространстве Калининграда», прошедшей в октябре — ноябре 2020 г. Участники мастерской работали с приглашённым куратором, фотографом Сергеем Строителевым, на тему вопроса Канта «Что такое человек?». Ответом стали их проекты на этой выставке.

Сергей Строителев, куратор: 

«Что такое человек? Извечный и сложнейший вопрос. На эту тему пытались и пытаются размышлять философы и творцы. Они ищут ответы далеко в звёздном небе или совсем рядом, через личное. Возможно ли найти однозначные ответы? Я не уверен в этом. Возможно, все немного сложнее и смысл в постоянном движении к этому ответу. Это путь, который нам всем необходимо пройти, чтобы обрести что-то новое по дороге. Молодые художники — участники мастерской, ведомые философским учением Канта, осмелились вступить на этот путь и попытаться порассуждать на тему человека в визуальной форме через призму самого сокровенного, что у них есть — своих мыслей, историй из своего прошлого и настоящего, через близких им людей. Получились очень настоящие работы, которые являют собой свидетельство искренних переживаний».